Рубрика: Профессии
Просмотров: 92
Рейтинг статьи: 5

Топ-10 великих психологов, которые удивили и шокировали своими открытиями весь мир

Мудрость и знания в психологии не даются людям просто так. За широтой и разнообразием в познаниях мира внутренней души человека стоят известные мыслители и теоретики, философы и ученые. На протяжении длительного времени выдающиеся психологи развивали, меняли, дополняли научное течение в психологии. Они совершали невероятные открытия, исследовали тонкости науки, ставили эксперименты и, благодаря этому, внесли огромный уникальный вклад в развитие психологии как науки не только в России, но и во всем мире.

В этой статье я хочу рассказать Вам о 10 известных психологах, сыгравших важную роль в истории психологии.

Б. Ф. Скиннер

скиннер

Беррес Фредерик Скиннер — выдающийся американский психолог, внесший большой вклад в развитие бихевиоризма.

Родился 20-го марта 1904 года в Саскуэханне штата Пенсильвания. В детстве увлекался поэзией и литературой, а также проводил эксперименты с механическими устройствами. По окончании колледжа Гамильтона, где психолог получил высшее образование, Беррес Скиннер в 1928 году поступил в Гарвардский университет. В 1931 году Скиннеру присудили докторскую степень в области психологии. В этом же году он опубликовал свое первое серьезное исследование о понятии рефлекса в описаниях поведения.

Скиннер называл свои взгляды радикальным бихевиоризмом. Он считал, что любые человеческие действия всего лишь следствие обусловливания.  То есть в ходе оперантного обусловливания положительное последствие определенного действия являются подкреплением, и, скорее всего, это действие повторится в будущем. Поведение, приводящее к негативным последствиям, со временем становится менее вероятным.

В 1948 году он стал профессором в Гарвардском университете и в этом же году создал утопическую новеллу «Вальден Два», описывающий жизнь вымышленной сельской общины, в которой применялось оперантное обусловливание для создания идеальных граждан этой общины.

Также в своей известной книге «За пределами свободы и достоинства» (1971) Скиннер утверждает, что человек на самом деле не обладает свободой воли, а работу «О бихевиоризме» (1971) психолог написал, чтобы развеять многочисленные слухи и споры о его исследованиях.

Фредерик Беррес Скиннер назван самым влиятельным психологом 20 века.

Зигмунд Фрейд

зигмунд фрейд

Зигмунд Фрейд — известный психиатр, психолог, психоаналитик, основатель психоанализа.

Родился 6-го мая 1856 года в г.Фрайберг (Австрия). Еще в детстве у Фрейда зародилась любовь к литературе, а далее и к философии. В 17 лет с отличием закончил гимназию, а в 1873 году поступил в Венский университет. В 1881 году Зигмунд открыл свой кабинет для лечения людей от психоневрозов.

В основе фрейдовского психоанализа лежит следующее: пациент не способен контролировать мысли в своей голове и озвучивает первое, что пришло ему на ум, с помощью своих сновидений, воображения и ассоциаций. Он считал, что причиной неврозов является цепочка сознательных и бессознательных процессов, которые находятся в постоянном взаимодействии.

Его метод лечения психических расстройств внёс большой вклад в медицину, психиатрию и психологию.

В 1899 году вышла книга Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений». В этой книге он применял методы психоанализа в толковании сновидений. Он считал, что сновидения — это некий шифр или код, через который находят выход скрытые желания.

Уже в 1900 год вышла его очередная работа «Психопатология обыденной жизни». В этой книге он показал, что различные оговорки, оплошности, замена слов - это не случайность, а следствие подавления мысли в попытках спрятать ее в бессознательном.

На основе своих трудов Зигмунд Фрейд создал лекции «Введение в психоанализ», которые используются по сей день, несмотря на то, что подвергаются постоянной критике.

Альберт Бандура

альберт бандура

Альберт Бандура — американский психолог, известен созданием теории социального научения, а также экспериментом «Кукла Бобо».

Родился 4-го декабря 1925 года в маленькой деревушке на севере Канады. После того как окончил среднюю школу, Бандура занимался восстановлением шоссе в штате Аляска. В 1959 году стал выпускником университета Британской колумбии, а в 1952 году стал доктором философии, получив степень в области клинической психологии, и начал вести преподавательскую деятельность в Стэнфордском университете.

«Теория социального научения», написанная Альбертом Бандурой, показывает постоянную взаимосвязь познания, поведения и окружающей среды. В этой теории указывается на важность обучения путем подражания и наблюдений.

Эксперимент «Кукла Бобо» был проведен в 1961 году. Группе детей показывали пленку с видеозаписью, на которой женщина била куклу Бобо и агрессивно кричала на нее. Затем детям разрешали играть в комнате, где находилась кукла Бобо. Они начинали бить эту куклу и имитировать движения и слова женщины с видеозаписи. Эксперимент показывал, что дети, не получая никакого подкрепления и стимула, просто повторяли поведение, которое наблюдали на видеозаписи. Это позволило немного отойти от бихевиористских представлений. На основе своих наблюдений и экспериментов Бандура написал книгу «Подростковая агрессия», которая была переведена на русский язык.

Теории Альберта Бандуры внесли большой вклад в становление психологии личности и психотерапии, и его поистине можно назвать величайшим психологом современности.

Жан Пиаже

жан пиаже

Жан Пиаже — психолог, написавший множество работ по детской психологии и создавший теорию когнитивного развития. Является основателем Женевской школы генетической психологии.

Родился 9 августа 1896 года в Невшателе (Швейцария). Его научная карьера началась еще в детстве. Тогда он начал интересоваться биологией и уже написал несколько работ по малакологии (изучению моллюсков). К 20 годам он защитил диссертацию в естественнонаучной сфере и получил степень доктора философии в университете Невшателя. В это время он начал интересоваться психоанализом.

После получения степени Пиаже переехал в Париж и начал преподавать в одной из школ, директором которой был А.Бине, создавший тест IQ. Пиаже помогал обрабатывать результаты тестов и заметил одну странную закономерность: дети всегда отвечали неверно на определенные вопросы. Они совершали одинаковые ошибки, которые обычно не свойственны взрослым людям. На основании этих наблюдений Пиаже написал работу под названием «Теория стадий развития», в которой утверждалось, что люди, находящиеся на одной стадии развития, проявляют похожие формы познавательных способностей. То есть он сделал открытие: дети не глупее, чем взрослые, просто они мыслят по-другому.

Согласно теории Пиаже, в ходе развития интеллект человека проходит несколько стадий:

  1. Сенсомоторная стадия (0-2 года) - малыши получают знания через чувственный опыт и ограничиваются врожденными рефлексами;
  2. Дооперационная стадия (2-7 лет) - дети познают мир через игру, за которой кроется сложный процесс становления логики и восприятия точки зрения других людей;
  3. Стадия конкретных операций (7-11 лет) - дети обладают хорошей логикой, но не обладают той гибкостью мышления, которая характерна для взрослого. На этой стадии детям сложно понимать абстрактные и гипотетические понятия;
  4. Стадия формальных операций (11-15 лет) - этап, на котором развивается логика, дедуктивные способности и способность принимать и понимать абстрактные идеи.

Свои познания в вопросах теории развития Пиаже перевел в книгу «Речь и мышление ребенка». В этой книге он изучил эгоцентризм, соположение, логику отношений. Мировая психология детского мышления основана на работах Жана Пиаже. А книга «Психология интеллекта» охватила большую половину всего предмета психологии.

Карл Роджерс

карл роджерс

Карл Роджерс — психолог, педагог, основатель недирективного подхода в психотерапии.

Родился в 1902 году в штате Иллинойс. В 1919 году поступил в университет в штате Висконсин и в 1924 году закончил его со степенью бакалавра в области истории. Далее он получил степень магистра в педагогическом колледже при университете Колумбии, а доктора наук получил в самом Колумбийском университете в 1931 году. Несколько лет он занимался преподавательской деятельностью.

В этот период Карл Роджерс разработал метод в терапии, который назвал недирективным консультированием.  Он считал, что терапевт является посредником, а не руководителем в процессе лечения. Очень важно также, что психолог целенаправленно использовал термин «клиент». Он считал, что, называя клиента «пациентом», предполагается, что он болеет и ищет лекарство. А при использовании термина «клиент» подчеркивается важность именно личности человека в преодолении трудностей и поиске помощи.

Ключевыми подходами клиент-центрированной терапии являются ее недирективность (терапевт не пытается направить клиента в определенную сторону размышлений, а позволяет ему вести дискуссию) и безусловное положительное отношение (терапевты оказывают клиенту безусловную поддержку и признание независимо от того, с чем столкнулся клиент и что он испытывает).

В 1954 году вышла книга Карла Роджерса «Психотерапия и личностное изменение» - отчет о ряде исследований факторов изменения в терапии. Также одной из крупных его работ была книга «Терапевтические отношения с больными шизофренией» (1967), где описано его пятилетнее исследование психотерапевтической работы с шизофрениками.

Таким образом, Карл Роджерс внес несомненный вклад в психологию, психотерапию и образование.

Уильям Джеймс

уильям джеймс

Уильям Джеймс — американский психолог и философ, «отец» современной психологии.

Родился 11 января 1842 в Нью-Йорке. В 1869 году получил степень доктора в области медицины, но состояние здоровья не позволило ему продолжить практикующую врачебную деятельность. С 1872 года работал ассистентом, с 1885 года стал профессором философии. В 1889-1907 стал профессором в области психологии университете Гарварда.  В 1892 году в Гарвардском университете организовал первую в истории США научную лабораторию прикладной психологии.

Уильяму Джеймсу принадлежат знаменитые два тома «Принципы психологии», написанные в 1890 году. Книга «Психология», вышедшая 1892 году, была подготовлена самим ученым как учебник по психологии и представляет собой сокращённый вариант работы, о которой сказано выше.

Также Джеймс, совместно с английским философом Бертраном Расселом, написал два тома книги «Введение в философию. Проблемы философии». В книгах рассмотрены основные значимые историко-философские проблемы.

Эрик Эриксон

эрик эриксон

Эрик Эриксон — ученый, психолог. Известен созданием теории стадий психосоциального развития.

Он описал 8 возрастных этапов формирования личности. Эриксон считал, что развитие идет на протяжении всей жизни, при этом каждый из этапов развития отмечается характерным для него конфликтом, благополучное решение которого приводит к переходу на новую стадию. Это основная теория развития личности, внесшая большой вклад в изучение психики человека.

Родился психолог 15 июня 1902 года во Франкфурте. В юности Эриксон увлекался живописью и хотел стать художником, но вскоре он познакомился с психоанализом, и его планы сильно изменились. В 1933 году он переехал в США, вел преподавательскую деятельность в медицинской школе при Гарварде и занимался детским психоанализом. Позже он преподавал в Калифорнийском университете (в Беркли и Сан-франциско). В этот период он изучал личностное развитие коренных американцев. В университете он проработал до 1951 года, когда его заподозрили в симпатиях к коммунистам и попросили подписать документ на верность к конституции США. Эриксон отказался подписать этот документ и покинул университет. Свою карьеру он продолжал в Гарвардском университете еще в течение 10 лет.

Основополагающим трудом Эрика Эриксона стала книга «Детство и общество». В книге рассматриваются такие вопросы как детство и социальная жизнь, кризис подросткового и среднего возраста, подведение итогов жизни и т.д. Примерами в книге являются различные конфликтные ситуации для более ясного понимания исследования психических расстройств.

Иван Павлов

иван павлов

Иван Павлов — советский ученый, физиолог, исследования которого повлияли на развитие психологии и бихевиоризма.

Родился 14 сентября 1849 года в небольшой деревне в Рязани. Еще в свои ранние годы он увлекся чтением Дарвиновских работ о происхождении видов, а в 1870 году посвятил себя изучению естественных наук в Санкт-Петербургском университете.

Основным интересом Ивана Павлова стало изучение физиологии. Он исследовал пищеварительную функцию у собак и заметил, что животные выделяют слюну непосредственно перед подачей еды. Павлов провел эксперимент. Собаке проводили операцию по выведению слюнных желез наружу для точного фиксирования начала слюноотделения.  Еда собаке подавалась сразу после ударов метронома. Вскоре ученый наблюдал условный рефлекс: после нескольких повторений ударов метронома и подачи еды, слюна у собаки выделялась уже только на звук метронома. Павлов установил, что условные рефлексы берут свое начало в коре больших полушарий головного мозга.

За свою работу Иван Павлов получил большое признание. В 1901 году его приняли в Российскую академию наук, а в 1904 году ученый получил Нобелевскую премию по физиологии.

Величайшим трудом И.Павлова стала книга «Условные рефлексы», вышедшая в 1923 году. Также была выпущена книга «Рефлекс свободы», в которой были собраны лекции, статьи и выступления Ивана Петровича Павлова. В книгу вошли и малоизвестные работы ученого, не опубликованные при его жизни.

Курт Левин

курт левин

Курт Левин — немецкий психолог и социолог. Основатель социальной психологии, впервые исследовавший организационное развитие и групповую динамику.

Родился 9 сентября 1890 года в германском городе Могильно. С 1910 года Левин обучался в Берлинском университете. Участвовал в первой мировой войне, но был демобилизован в связи с ранением. На фронте Курт занимался также научной деятельностью, наблюдая за своими однополчанами и устраивая опросы. Главный вывод, который сделал ученый: обстановка на фронте солдатами воспринимается иначе, чем мирными людьми, и изменение восприятия происходят не только у одного солдата, а у целой группы фронтовиков.

После возвращения с фронта Курт Левин продолжил обучение в Берлинском университете. В 1936 году он эмигрировал в США и стал главой Исследовательского центра групповой динамики в технологическом институте Массачусетса.

В США Левин стал первым специалистом по поведению групп. В первой половине 20 века Куртом Левином была разработана «Теория психологического поля». В своей теории он исходил из того, что каждая личность развивается в психологическом поле окружающих его предметов, имеющих свой заряд. Наблюдения и эксперименты ученого показывали, что для каждого индивидуума этот заряд имеет свой знак. Но в то же время существуют такие предметы, которые имеют для человека и притягивающую, и отталкивающую силу. Эта сила вызывает потребности в человеке и напряжение в нем. И, находясь в состоянии напряжения, человек старается разрядиться, т.е. удовлетворить свои потребности.

На основе проблем теории поля Куртом Левиным была написана книга «Теория поля в социальных науках». А в книге «Разрешение социальных конфликтов» собраны практические и теоретические исследования ученого по проблемам массового сознания, межличностных конфликтов, этнические проблемы и т.д.

Абрахам Харольд Маслоу

абрахам харольд маслоу

Абрахам Маслоу — американский психолог, основавший гуманистическую психологию и получивший большую известность после разработки теории иерархических потребностей человека.

Родился 1 апреля 1908 года в Бруклине. Учился в средней мужской школе, потом поступил в лицей в Нью-Йорке. Позже начал учебу в Висконсинском университете на факультете психологии и занялся исследованиями в экспериментальном бихевиоризме. В 1937 году он вошел в профессорский состав Бруклинского колледжа и работал там до 1951 года. В 1951 году ученый занял профессорскую должность в университете Брандейс.

Маслоу известен созданием иерархии потребностей, которую называют пирамидой человеческих потребностей, или пирамидой Маслоу. В основе этой иерархии стоят потребности, которые ученый назвал дефицитными, или физиологическими. А выше стоят «экзистенциальные» потребности, удовлетворяя которые человек реализует свой личный потенциал.

Потребности в порядке очередности, которые привел Маслоу:

  • физиологические потребности (пища, вода, воздух и т.д.);
  • потребности безопасности и защиты;
  • социальные потребности (семья, любовь, дружба и т.д.)
  • потребности в престиже, или самоуважении;
  • потребности в духовности, или личного совершенствования.

Психолог допускал, что в расположении потребностей в пирамиде могут быть исключения. Например, некоторые творческие люди могут стремиться развивать свой талант, несмотря на какие-то серьезные трудности в жизни и социальные проблемы.

Абрахам Маслоу — человек, который поверил в положительный потенциал человеческого общества, не принимая во внимание его негативные аспекты. И в написанной им книге «Мотивация и личность» рассматривается связь человеческих поступков и их первопричины. Также в другой своей работе “По направлению к психологии бытия» Маслоу делает шаг к тому, чтобы изучать не только патологические проблемы психологии человека, но и счастливых и здоровых личностей для стремления к самосовершенствованию.

Особенностью психолога стало стремление изучить положительные стороны психического здоровья человека.

Заключение

Влиятельных мировых психологов, безусловно, намного больше. Но в этой статье я выделила имена тех, кого должен знать каждый. Открытия этих величайших психологов являются поистине ценными, так как перевернули мир психологии, а значит изменили жизни многих людей.

Автор статьи:  Юлия Насырова

Оцените статью, пожалуйста:
5

А что Вы думаете об этом материале? Напишите в комментариях:

Ваш e-mail не будет опубликован

Related Posts