Что делает нашу речь выразительной? Эмоции! А как передается это в письме? Как сделать так, чтобы мы, читатели, почувствовали то, что испытывает писатель?
Точно описать ситуацию или событие, передать настроение и переживания героев, придать речи эмоциональную окраску – все это можно сделать, используя определенные приемы. Их в русском языке большое разнообразие. Давайте, попробуем разобраться, что, когда и как лучше применять.
Есть целый набор методов и средств, которые позволяют передать эмоции на письме. Точной классификации изобразительно-выразительных приемов не существует. Но условно их можно разделить на три группы – звукопись, тропы и стилистические фигуры. Разберем каждую подробно и с примерами.
Звукопись

Само название говорит нам о том, что этот прием используется, когда нужно усилить звуковой эффект в речи. Картинка, которую рисует нам писатель, дополняется звуком. Это достигается повторением гласных или согласных звуков. Есть два вида звукописи – аллитерация и ассонанс.
- Аллитерация – повторение согласных звуков.
ГРохочет эхо по ГоРам,
Как ГРом ГРемящий по ГРомам.
(М. Державин).
На паРад идет отРяд,
БаРаБанщик очень Рад!
БаРаБанит, БаРаБанит
ПолтоРа часа подРяд!
(А. Барто)
- Ассонанс – повторение гласных звуков.
ВзложУ на тетивУ тУгУю,
ПослУшный лУк согнУ в дУгУ,
А там пошлЮ наУдалУю,
И горе нашемУ врагУ!
(А.С. Пушкин).
Тропы

Большая группа методов и приемов, которая помогает усилить яркость и выразительность образа — это тропы.
Тропы – переносный смысл слов и выражений. Они помогают нам понять отношение автора к происходящему. Пройдемся по всем тропам по порядку.
- Эпитет – образное определение предмета или действия. Подчеркивает отличительное свойство образа.
Грустная береза; задумчивый шелест. (Прилагательные).
На севере диком, стоит ОДИНОКО, (наречие)
На голой вершине сосна!
(М.Ю. Лермонтов)
- Сравнение – сопоставляются сходства, отличия, преимущества двух или более объектов. Делается это для того, чтобы усилить характеристики предмета.
Чтобы получилось сравнение используем:
1.Союзы «как», «как будто», «точно», «словно».
Горят аулы; нет у них защиты,
Врагом сыны отечества разбиты,
И ЗАРЕВО,КАК ВЕЧНЫЙ МЕТЕОР,
Играя в облаках, пугает взор.
(М.Ю. Лермонтов).
2.Существительные в творительном падеже.
Луна скользит БЛИНОМ в сметане.
(Б. Пастернак).
3.Прилагательные.
Я продаю большой-большой-большой секрет:
СИЛЬНЕЕ кошки зверя нет!
(Ю. Мориц).
4.Фразеологизмы – это тоже сравнения. Они прочно закрепились в нашей речи и используются, как словосочетания.
Трусливый, как заяц; голоден, как волк; сладкий, как мед.
- Метафора – название или свойство одного предмета переносится на другой. Чтобы получилась метафора должно быть сходство между этими явлениями.
Луна – небесный сыр. (Один цвет).
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза ЖЕЛЕЗНЫЙ СТИХ,
Облитый горечью и злостью!..
(М.Ю. Лермонтов)
О чем ты ВОЕШЬ, ВЕТЕР ночной?
О чем так сетуешь безумно?..
(Ф.И. Тютчев)
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает УТРО ГОДА.
(А.С. Пушкин).
- Метонимия – названия одного предмета заменяется на название другого. Основа - внутренняя или внешняя связь между ними.
Ну, СКУШАЙ же еще, ТАРЕЛОЧКУ мой милый! (Имеется в виду, что Вы будете есть не тарелочку, а еду).
Вся Ивановская площадь шеи вытянула! (Вытянули шеи люди! Просто их было очень много на площади).
- Синекдоха – перенос названия одного предмета вместо названия другого. Похожа на метонимию, но основа между ними - количественная. Единственное число обозначает большое количество.
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит ЧЕЛОВЕК. (Человек здесь – люди).
(Лебедев – Кумач).
И наоборот, множественное – в единственное.
Все ФЛАГИ в гости будут к нам,
И запируют на просторе.
(А.С. Пушкин).
- Аллегория – способ изображения предмета, за которым скрывается другое понятие. Может быть выражена не одним словом, а целым развернутым предложением. Аллегория – это иносказание, зашифрованный образ, который понятен всем. Его не нужно объяснять. Например, образ скелета в черном плаще и с косой – смерть. Самые яркие примеры аллегории - в баснях.
«Ворона и лисица» Крылова. Лиса – аллегория человека хитрого, изворотливого, а ворона – аллегория человека, который поддался комплиментам и льстивым словам.
- Ирония - употребление слов в смысле обратном буквальному. За внешней положительной оценкой скрывается насмешка. Ну, ты силач! – скажем про слабого. Какой ты умный – про глупого.

- Олицетворение – наделение неживых предметов свойствами и качествами живых. «Часы спешат» или «финансы поют романсы». С точки зрения нормальности такого быть не может. В этом и суть олицетворения.
Отговорила роща золотая (роща говорить не может)
Березовым веселым языком.
(С. Есенин).
Много олицетворений встречается в сказках. Персонажи неодушевленные начинают вести себя, как люди.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь.»
(А.С.Пушкин).
- Гипербола – сильное преувеличение. «Море по колено» или «Задушить в объятьях». Море по колено быть не может, иначе это не море. И никого в объятьях Вы душить не будете – обнимете с любовью, радуясь долгожданной встрече. Она используется, когда автор хочет усилить впечатление от действия и предмета. Часто используется в сказках.
Редкая птица долетит до середины Днепра…
(Н.В. Гоголь)
- Литота – сильное преуменьшение. В противоположность гиперболе. «Осиная талия» и «денег кот наплакал». Самый известный пример литоты у Некрасова:
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок.
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… А САМ С НОГОТОК!
Возникает в голове образ большого сильного мужчины, который оказывается маленького роста!
- Перифраза – замена названия предмета литературным оборотом. «Город на Неве» – Санкт–Петербург. «Страна восходящего солнца» – Япония.
Бывают авторские - “Солнце русской поэзии”. Так сказал о Пушкине Краевский.
И народные - “Царь зверей” - лев.
- Афоризм – законченная мысль, краткое изречение. Сегодня интернет полон афоризмов. Мы пользуемся ими и в разговорной речи. Но не всякая крылатая фраза - афоризм. Не перепутайте с цитатами. Есть определенные критерии:
- Есть автор.
- Максимум 5- 6 слов.
- Лаконичность и красота фразы.
- Должна быть мысль.
Краткость – сестра таланта! (А.П. Чехов).
Красота – страшная сила. (Ф.Раневская).
Стилистические фигуры

Еще одна большая группа средств для выражения эмоций в письме. Это зафиксированные обороты речи. Строятся на том, что нарушают привычный порядок слов в предложении. Начнем с повторов.
- Анафора – повтор слова или словосочетания в начале предложения.
Только небо, только ветер, только радость впереди! (Ю.Энтин).
- Эпифора - повтор слова или словосочетания в конце предложения. Выглядит, как тавтология. Но многие писатели виртуозно используют этот прием.
«Мне хотелось бы понять, отчего я титулярный советник? Почему я именно титулярный советник?
Фестончики, кругом фестончики. Пелеринка из фестончиков, фестончики и на рукавах, из фестончиков эполетцы, фестончики внизу, фестончики везде.» (Н.В. Гоголь).
- Лексический повтор - намеренное повторение одного и того же слова или словосочетания. Опять же для того, чтобы усилить эмоцию.
ЛЕНИВО дышит полдень мглистый,
ЛЕНИВО катится река,
И в тверди пламенной и чистой
ЛЕНИВО тают облака.
(Ф.И. Тютчев).
- Антитеза – противопоставление контрастных понятий и образов. Здесь властвуют антонимы.
Ты богат, я очень беден;
Ты прозаик, я поэт;
Ты румян как маков цвет,
Я как смерть и тощ, и бледен.
(А.С. Пушкин).
- Градация – последовательное расположение слов, с каждым из которых усиливается или ослабевает эмоциональное выражение.
Градация бывает:
1.Восходящая.
Пришел, увидел, победил! (Ю. Цезарь).
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
(С. Есенин).
2.Нисходящая.
Никто не даст нам избавленья,
Ни бог, ни царь и ни герой.
(Текст «Интернационала»).
- Оксюморон – сочетание противоположных по смыслу понятий. Часто оксюмороны используют в названии произведений: «Оптимистическая трагедия», «Мертвые души». Есть такие, что становятся устойчивыми словосочетаниями и входят в разговорный язык – красноречивое молчание, звенящая тишина.
Кого позвать мне? С кем мне поделиться
Той ГРУСТНОЙ РАДОСТЬЮ, что я остался жив?
(С. Есенин).
- Параллелизм – одинаковое построение предложений. Здесь также используется повтор. Синтаксический – одинаково выстраиваются члены предложения, лексический – повторяются слова или словосочетания.
Совсем скоро сойдет вода, покажется мокрая земля. Засияет солнце. Расцветут цветы. Распустятся молодые листики.
(Г. Ветрова).
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
(А.С. Пушкин).
- Эллипсис – намеренный пропуск слов, который при желании можно вставить. Используется он для того, чтобы передать в речи темп, сделать ее более быстрой. И, наоборот, пропуская слово, мы придаем речи определенную торжественность.
О, Мария, ты – Стихия.
Ты – волна с венцом из пены!
Ты – сиянья золотые,
Что в Эдеме красят стены!
(К. Бальмонт).
День в тёмную ночь влюблён,
В зиму весна влюблена,
Жизнь — в смерть…
А ты?.. Ты в меня!
(Г. Гейне).

- Парцелляция – разделение предложения на несколько маленьких. На письме обычно отделяют восклицательными знаками или точками.
Боюсь гостиниц. Может, потому,
Что чувствую, что в номере когда-то
Остаться мне случится одному.
Навеки. В самом деле. Без возврата.
(Е. Винокуров).
- Риторический вопрос – вопрос-утверждение. В самом вопросе есть ответ. Вопросительная интонация в нем условна.
Они могут побуждать к действию: когда ты уже ляжешь спать?
Показывают нам невозможность происходящего: где мои 17 лет?
Помогают нам выразить эмоции: какой русский не любит быстрой езды? (Н.В. Гоголь).
- Риторическое восклицание – восклицание-утверждение. Передает кульминацию чувств автора. Они могут быть разные. Например, восторг:
Какое лето, что за лето!
Да это просто колдовство —
И как, прошу, далось нам это
Так ни с того и ни с сего?..
(Ф.И. Тютчев).
Недовольство: Какая гадость эта ваша заливная рыба!
- Риторическое обращение – условное обращение. Здесь главное не текст, а интонация - торжественная, патриотическая, ироничная.
Звёздочки ясные, звёзды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звёзды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу пленяете?»
(С.Есенин).
Это ты говоришь? Сам с собой - и себя отвергая?
Колокольчик, вернись. С привиденьями страшно мне быть.
О, глубокая ночь! О, холодная осень! Немая!
Непостижность судьбы: расставаться, страдать и любить.
(К. Бальмонт).
- Умолчание – незаконченное предложение, обрыв мысли. Делается специально, давая возможность читателю самому продолжить мысль. С помощью этого метода легко передать волнение.
Хотя страшился он сказать,
Нетрудно было б отгадать,
Когда б… но сердце, чем моложе,
Тем боязливее, тем строже…
(М. Лермонтов).
- Парадокс – высказывание, которое противоречит логике и здравому смыслу. Явление, ситуация или событие, которые кажутся нам невероятными и не соответствуют привычным представлениям людей. Другими словами - невозможное возможно. Слова, суждения и мысли, которые существуют в реальности, но не имеют логического объяснения.
Хочешь мира – готовься к войне. (Крылатое латинское выражение).
Чтобы у нас лечиться, надо иметь железное здоровье. (М. Жванецкий).
Часы. Они могут идти, когда лежат и висеть, когда стоят.
Надеюсь, Вы не запутались?
Теперь я понимаю иностранцев, которые предпочитают читать русские произведения в оригинале. Некоторые приемы очень сложно объяснить.
Заключение
Я думаю, писателей всегда беспокоило, что мы, читатели, прочитаем не с той интонацией или неправильно их поймем. Для этого и придумано такое количество приемов. Чтобы мы могли почувствовать всю полноту эмоций и настроения героев.
Именно от использования художественно–изобразительных методов появляется неповторимый стиль писателя и незабываемые впечатления от произведения.
Автор статьи: Светлана Гринкевич