Рубрика: Путешествия
Просмотров: 8 716
Рейтинг статьи: 4.7273

Почему самый русский из всех православных соборов многие десятилетия был закрыт для людей?

Спас на Крови считается одним из самых красивых соборов России и популярнейшей достопримечательностью. Одновременно православный храм и мемориальный памятник сооружен в память о трагической смерти императора Александра II.

Собор расположен в самом центре города Санкт-Петербург, и стал его главным украшением.

История появления

история появления собора

Царь Александра II вошел в историю как «царь-освободитель». Он отменил  крепостное право в России и провел ряд реформ, что стало огромным толчком для дальнейшего развития страны, но и спровоцировало усиление революционного движения. Вскоре возникла террористическая организация «Народная воля», которая вступила в борьбу с самодержавием и организовала несколько покушений на Александра II. 1 марта 1881 года Царь был убит.

Спустя несколько лет, на месте его гибели, сын и преемник,  Александр III велел возвести собор. Но строительство надолго откладывалось, так как не могли создать подходящий проект. Александр III предъявлял очень серьезные требования: необходимо соответствовать русской традиционной архитектуре, напоминать соборы Ярославля и Москвы, а один из его приделов обязательно должен увековечить память об императоре, погибшего мученической смертью.

Архитектор, соединение всех черт русской архитектуры

архитектор парланд

Автором проекта стал молодой и перспективный архитектор Альфред Парланд, заручившийся поддержкой архимандрита Игнатия. Но ему пришлось еще 5 лет дорабатывать проект.

Альфред (Эдвард Альфред) Александрович Парланд вошел в историю как видный мастер «русского стиля» в архитектуре.

"Русскому стилю" присущи декоративность, сложные силуэты, множество деталей. Характерными особенностями являются резные кокошники над окнами и дверями, узорные колонны, расписные пояски на стенах, яркие цвета и детальная прорисовка орнаментов.

Спас на Крови соединяет в себе все особенности русской архитектуры. Он получился ярким, своеобразным и неподражаемым, непохожим ни на один из своих прототипов. Архитектору удалось очень органично вписать его в окружающий ландшафт.

Яркие и многоцветные купола, декорированные ювелирным составом, нередко приводят к сравнению Спаса на Крови с Собором Василия Блаженного, который находится в Москве.

Главенствующее место в декоре фасадов Спаса на Крови заняла мозаика. На фасад собора было израсходовано более 650 квадратных метров мозаики.

Собор в память об убиенном царе-освободителе находился полностью на содержании государства.

Иконы собора

иконы собора

Интерьер собора представляет собой удивительное сочетание мозаичного и каменного убранства. Стены и своды храма покрыты сплошным мозаичным ковром — это и священные изображения, и многочисленные орнаменты. Создание убранства Спаса на крови стало новым этапом в развитии русского монументального мозаичного искусства.

Размещение изображений строго продумано: оно отражает мемориальный характер собора и его посвящение Воскресению Христову. В центральной части храма на синих фонах стен  представлен земной путь Спасителя: от иконы Рождества Христова в нижнем регистре южной стены до чудес и исцелений, изображенных на иконах северной стены. Восточная часть выделена золотыми фонами. Над алтарем размещен образ «Спас в силах», или «Христос во славе», удивительная мозаика по эскизу иконописца Н.Н.Харламова. Мозаика показывает Господа во всей полноте Его силы и славы. Окружают Господа Небесные силы: Серафимы с огненными крыльями, Херувимы – с зелеными; с четырех сторон от Христа крылатые символы Евангелистов. Выразительная и лаконичная икона прекрасно вписывается в алтарную апсиду и сразу приковывает взгляд. При парадном освещении и в солнечные дни образ излучает мощное золотое свечение. Фоны набраны золотой смальтой – канторелью, содержащей тонкие пластинки сусального золота внутри стекла.

Легенды собора

легенды собора

Спас на Крови очень многое пережил. Люди стали придумывать о нем различные легенды и искать закономерности его цифр.

   1. Легенда о развале СССР

При реставрации храма в 1970 году были установлены строительные леса. Леса вокруг храма стояли так долго, что стали легендой Санкт-Петербурга, так как процесс очень надолго затянулся. В народе шли слухи, что как только уберут эти леса, рухнет весь Советский союз. Удивительно, что к лесам не прикасались десятилетиями, но в 1991 году их разобрали, а августе 1991 года рухнула советская власть.

   2. Подводные кресты

По легенде, жители города сняли с собора кресты во времена революции и опустили их на дно канала, чтобы спасти от большевиков. А когда Спас начали реставрировать, то кресты никак не удавалось найти. И случайный прохожий подсказал, где они могут быть. Водолазы действительно нашли спрятанные святыни на дне.

   3. Блокадный морг и хранилище декораций

Советская власть уничтожала памятники церковной архитектуры. Спас на Крови «не представлял никакой художественно-архитектурной ценности» и должен был идти под снос. Говорят, что все уже было готово для взрыва, но грянула война.

Во время войны и блокады Ленинграда храм служил моргом, а потом и хранилищем овощей.

По окончании войны его начали использовать как хранилище декораций Малого оперного театра, так и не вернув религиозную функцию

   4. Кровавая мостовая

По легенде, участок мостовой, где пролилась кровь погибшего Императора, находится внутри собора. Александр III приказал оставить его внутри.

   5. Числовая символика

Удивительно, что даже пропорции храма Воскресения Христова символичны: высота центрального сооружения - 81 метр, что и год гибели императора Александра II – 1881. Второй по выcоте купол — 63 мeтра, что и возрaст смерти императора.

На двадцати памятных табличках, установленных в цоколе храма, обозначены основные события с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года. На храме можно найти двуглавого орла, а на колокольне - гербы русских городов, губерний и уездов. Крест колокольни Спаса на крови венчает вызолоченная царская корона.

  6. Крупнейшая коллекция мозаик

крупнейшая коллекция мозаик

Собор является настоящим музеем мозаик, ведь под его крышей собрана самая богатая и крупная коллекция работ, над которыми трудились многие знаменитые русские мастера. Напомню, что мозаики — основной декор храма. Из-за обилия настенных узоров открытие храма затянули на долгие 24 года.

  7. Таинственная икона

Говорят, что соборе хранится таинственная икона, на которой зашифрованы знаковые даты для истории России: 1917 - год Октябрьской революции, 1941- год начала Великой Отечественной войны, 1953 - год смерти Иосифа Сталина. Но еще более мистическими фактом называют, что есть среди них нечеткие даты, которые только начинают проявляться. Возможно, они относятся к будущему.

   8. Легенда о бомбе

В шестидесятых годах, осматривая купола храма, обнаружили единственную бомбу, которая попала в храм. Попала, но не взорвалась. Говорят, что этот храм невозможно разрушить.

   9. Защищающий храм

Мистические легенды стали появляться сразу после освящения храма. Люди  искренне верили, что новый собор сможет уберечь от бед. Была даже своеобразная молитва-заговор.

История собора Василия Блаженного

история собора василия блаженного

Собор Василия Блаженного – храм-памятник, возведенный во времена Ивана Грозного в честь присоединения Казанского ханства к Русскому государству. Его истинное название – Собор Покрова Богородицы, что на Рву. Сооружение высотой 65 метров строили всего шесть лет — с 1555 по 1561 год. Вплоть до 1600 года это было самое высокое здание Москвы.

До сих пор неизвестно, кто на самом деле построил храм Василия Блаженного: древнерусские зодчие Постник Яковлев и Иван Барма или иностранный архитектор. Но кто бы его ни построил, существуют печальные легенды о его дальнейшей судьбе. Согласно им, когда Иван Грозный увидел храм, то был поражен его красотой и велел ослепить зодчего, чтобы тот никогда и нигде не повторил свою величественную постройку. Другая легенда гласит, что строителя-иностранца и вовсе казнили — по той же причине.

При своих колоссальных внешних размерах, внутри собор совсем невелик. Возможно, потому, что изначально он строился как мемориальный памятник. Зимой собор  был закрыт, так как не отапливался.

Его несколько раз едва не разрушили. Во время Отечественной войны 1812 года здесь разместились французские конюшни, а после храм собирались взорвать.

В 1918 году его взяли под охрану государства, как исторический объект национального и мирового масштаба. Службы в некоторых церквях полностью прекратились. Начался процесс перехода собора в статус музея.

Сегодня собор полностью восстановлен и работает, совмещая в себе функции музея и места для совершения богослужений по воскресеньям и на Пасху.

В 2008 году Покровский собор получил статус одного из семи чудес России, а в 2017 году вошел в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, являясь уникальным архитектурным памятником и гордостью русского православия.

Сравнение двух соборов

сравнение двух соборов

Из церковного зодчества Московской Руси храм Спаса на Крови  наиболее сравним с Собором Василия Блаженного. Но это сходство лишь видимое. Давайте разберемся подробнее.

Собор Василия Блаженного состоит из девяти церквей, поставленных на едином основании и соединенных между собой переходами.  Шатер окружен со всех сторон куполами - луковицами, различаются рисунки куполов и отделка каждого барабана уникальна. Восемь куполов, окружают центральный шатер в определенном симметричном порядке и создают игру разновеликих объемов вокруг центрального шатра. Форма шатровой башни доминирует в архитектуре собора, сообщая ему устремленность ввысь. Вдвинутые между столпами приделы очень похожи на башни. Многопридельность становится здесь основой композиционного замысла. Акцент собора сделан на его наружном убранстве. Его отличает изощренный декор и  обилие в нем декоративных элементов, которые преобладают над интерьером храма. Собора Василия Блаженного лишен определенно выраженного фасада. С какой стороны к собору ни подойдешь – кажется, что именно эта сторона и есть главная.

В основе композиции Храма Спаса на Крови – компактный четверик, завершенный с восточной стороны тремя полукруглыми апсидами, а с западной – массивной колокольней.  Вокруг шатра расположены четыре луковичных купола, Все купола покрыты цветной ювелирной  эмалью, но при этом разными рисунками. Три апсиды также увенчаны небольшими луковичными главами. Колокольня завершается позолоченным куполом, который массивнее и больше всех глав по размеру. Спас на Крови также венчают барабаны, шатер и девять куполов. Храм имеет один престол в единственном алтаре. Четверик храма увенчан пятиглавием: четыре купола как бы подчинены центральной главе. Для  оформления храма характерно богатство отделочных материалов. В отличие от Собора Василия Блаженного, Спас на крови вытянут в плане. Северный и южный фасады храма асимметричны. Группировка глав у Храма Спаса на Крови иная: четыре одинаковые по величине главы находятся по углам четверика, три небольшие золоченые главки венчают апсиды и самый большой золоченый купол венчает колокольню. Основной мотив устремленность ввысь дают купола храма на высоких барабанах, и особенно центральный шатер с главным куполом, который по размеру уступает куполам колокольни и боковых глав. Это создает иллюзию высоты центрального шатра, уходящего как бы в глубину небесного пространства. Узкий восточный фасад здания венчают чередующиеся в строгом ритме сначала купола апсид, затем боковые главы и, наконец, объединяющий их главный купол. Немаловажную роль играют высокие, ажурные, тонкой прорисовки кресты, подчеркивающие вертикали здания.

Сравнение двух храмов показывает, что, несмотря на внешнюю, казалось бы, схожесть, композиционно храмы совершенно отличаются, различны они и группировкой глав.

Однако сходство двух храмов состоит  в сочетании шатра с окружающими его луковичными главами, придающим обоим храма устремленность вверх,  и  перегруженным нарядно-праздничным декором.

При этом каждый из данных образов олицетворяет стилистическое направление своей эпохи.

Есть ли аналоги собора в мире

есть ли аналоги собора

Ни один их храмов XVII века в отдельности не может выступать прототипом Храма Спаса на Крови. Творчески переработав приемы русского церковного зодчества XVII века, Парланд создал уникальный собирательный образ русского православного храма.

Как проехать к собору

как проехать к собору

Ближайшая станция метро – Невский проспект. Выход из метро к каналу им. Грибоедова, с правой стороны вы увидите Спас на крови.

Адрес: Санкт-Петербург, Наб. канала Грибоедова 2Б, корп А.

Режим работы и стоимость входных билетов

режим работы и стоимость

Адрес: Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2а

Режим работы:

  • С 10:30 до 18:00
  • Выходной день - среда
  • С 27 апреля по 30 сентября с 18:00 до 22:30 в музее проводятся вечерние экскурсии «Спас на крови в белые ночи»

Стоимость входных билетов:

  • взрослые - 350 рублей
  • дети (до 7 лет) – бесплатно
  • дети (от 7 до 18 лет) – 100 рублей
  • студенты и пенсионеры – 100 рублей
  • в вечернее время - 400 рублей

Заключение

Храм Спаса на крови, пожалуй, самый русский из всех соборов России. Изначально собор не был рассчитан на массовое посещение, что и повлияло на его внутреннее убранство.

Храм вмещал около 1600 молящихся. Ежедневно в соборе проводились службы: утром — божественная литургия с обязательной заупокойной литией по императору Александру II, вечером — вечерня или всенощное бдение. В храм пускали всех желающих, но у него не было постоянного прихода.

За все время своего существования, храм пережил множество попыток своего уничтожения. Сколько раз его собирались взорвать и разобрать, уже даже взрывчатки готовили. Но оказалось, что Спас на Крови действительно нерушимый.

Наконец, 9 августа 1997 года после реконструкции музей был открыт для всех желающих, став одной из главных и желанных достопримечательностей Санкт-Петербурга. В 2004 году в Храме Спаса-на-Крови состоялась первая за много десятилетий православная литургия, с этого момента церковь вновь стала действующей, хотя параллельно продолжает работать и как музей.

Автор статьи: Анна Пальмина

Оцените статью, пожалуйста:
4.7

А что Вы думаете об этом материале? Напишите в комментариях:

Ваш e-mail не будет опубликован

Нью-Йорк — это крупнейший штат Америки и важнейший экономический центр США. Привлекает внимание своим разнообразием
Библиотеки! Что приходит в голову, когда Вы слышите это слово? Тишина залов. Бесконечное множество лабиринтов
Все чаще витрины заведений стали пестреть упоминаниями о паназиатских блюдах. Это новое азиатское направление уже
В окрестностях Санкт-Петербурга много поразительных мест, которые скрыты в маленьких деревушках, лесах и на островках.