Рубрика: Профессии
Просмотров: 47
Рейтинг статьи: 5

Ив Сен-Лоран — маленький принц, сделавший моду искусством

“Мода проходит, стиль вечен” - эта фраза стала крылатой, а произнес ее великий модельер Ив Анри Дона Матьё Сен-Лоран. Вряд ли найдется хоть один человек, который ни разу не слышал о нем, или не видел ни одно из его творений. Ведь сейчас под золотистыми буквами YSL производят не только модную мужскую и женскую одежду, но и обувь, аксессуары (сумки, очки, ремни), духи, косметику.

Детство вечного классика

детство вечного классика

Будущий великий кутюрье родился 1 августа 1936 г. в Алжире, в городе Оран. Его отец был агентом по страхованию. Помимо сына в семье было еще две дочери. Детство мальчика было радостным и беззаботным, он рос в атмосфере любви и счастья. Был очень привязан к матери и сестрам. Мама мальчика была настоящей красавицей, именно ее он считал своей первой музой. Для Ива и его сестер каждый вечерний выход родителей был настоящим театральным представлением, которого дети с нетерпением ждали каждый раз. Именно мама вдохновила сына на создание его первых эскизов в 8 лет, когда он увлекся рисованием.

Увлечение театром

увлечение театром

В 11 лет началась его любовь к театру. Он много сил тратил для подготовки и проведения настоящих представлений дома. Рисовал и строил театральные декорации, мастерил кукол и готовил для них наряды. В то время будущий модельер не умел шить, поэтому костюмы он клеил из лоскутков ткани, раскрашивая их в нужные цвета. В семье хорошо относились к такому увлечению, поэтому он с удовольствием показывал спектакли для своих преданных зрителей - для мамы, сестер и кузин. Он так был впечатлен постановкой Мольера «Школа жен», что поставил для семьи этот спектакль дома. Были еще и другие, например, “Жанна д’Арк”, “Двуглавый Орел”. Больше всего в театре ему нравились костюмы. Позже он не раз говорил, что именно тогда понял, что душа - это главное в костюме, а в платье, несомненно, женщина.

Он всегда с удовольствием работал над созданием костюмов для театра, кино, балетных постановок. Например, одна из самых ярких актрис 20 века Катрин Денев была его музой и верной подругой на протяжении всей его жизни, блистая в нарядах кутюрье и на сцене, и в жизни.

Помимо театра он также с юных лет был ценителем живописи. И в полотнах великих художников черпал вдохновение для создания своих коллекций, некоторые из них даже были названы в честь великих деятелей искусства.

Первые успехи в “столице моды”

первый успех в столице моды

В родном городе будущий кутюрье закончил колледж и лицей, а в 1953 году, когда Иву было 17 лет,  вся семья переехала в столицу мировой моды - Париж. Несмотря на то что семейным делом была юриспруденция, его мать смогла разглядеть в сыне именно художественный талант. И поддержала его в этом выборе. Благодаря ее связям эскизы Ива попали в руки главного редактора Vogue, который в свою очередь поспособствовал поступлению юного дарования в Школу при Парижском Синдикате Высокой Моды. Эти курсы “от кутюр” стали отправной точкой в его карьере. В этом же году еще никому не известный модельер Сен-Лоран выиграл конкурс со своим маленьким черным коктейльным платьем. Победу, кстати, он разделил с еще одним начинающим модельером Карлом Лагерфельдом.

Работа в доме Кристиана Диора

работа в доме кристиана диора

После успешного прохождения курсов, и не без помощи влиятельного главреда Vogue, Сен-Лорана пригласили на работу ассистентом в модный дом Кристиана Диора. На тот момент Диор был на пике своей славы. Так в 19 лет Ив попал в настоящий мир Высокой моды, которой посвятил всю свою жизнь. Кристиан Диор сумел разглядеть в мальчишке необыкновенный потенциал и был очень доволен его работой. После внезапной смерти мэтра в 1957 году, его преемником был назначен именно Сен-Лоран. Никто не ожидал от владельцев дома такого нестандартного решения, ведь молодому модельеру на тот момент был всего 21 год. Но они решили рискнуть, ведь сам Кристиан Диор высоко оценивал потенциал своего молодого помощника, и не прогадали. С этого момента фамилию Сен-Лорана стали сокращать и писать как St.Laurent.

Дебютная линейка одежды

дебютная линейка одежды

В 1958 году была представлена миру первая коллекция Сен-Лорана - нового главы модного дома Диор. Одни ожидали громкого провала молодого арт-директора, другие - стандартной коллекции в традиционном стиле Диор - приталенных силуэтов и пышных юбок, однако молодой кутюрье удивил всех. Представленная им коллекция женской одежды называлась “Трапеция”, на создание которой его вдохновили русские сарафаны. Это было необычно, смело, дерзко и имело оглушительный успех у публики. Во время презентации данной коллекции особо чувствительные даже плакали от восторга, а Сен-Лоран спокойно смотрел на все происходящее, стоя на балконе дома Диор и глядя на все сквозь свои неизменные очки. Это был оглушительный успех. А-силуэт укороченных платьев, отсутствие талии, струящиеся ткани - все это было очень смело, невероятно женственно, но в то же время давало женщинам полную свободу. По мнению всех газет того времени молодой кутюрье стал спасителем Франции.

В 1959 году был даже организован показ этих моделей в СССР, где Сен-Лоран присутствовал лично вместе со своими манекенщицами. Это было само по себе уникальное событие, ведь он был первым представителем французской фэшн-индустрии, попавшим в Советский Союз.

Увольнение за экстремальные модели

увольнение за экстремальные модели

Но не все было так гладко на пути молодого модельера. Вторая его коллекция под названием “Битник” не была принята ни публикой, ни руководством модного дома. Короткие кожаные куртки из крокодила, норковые пальто - все это показалось слишком вызывающим, излишне роскошным и авангардным для консерваторов модного дома Диор. Выпуск коллекции обернулся крахом.

Вскоре Сен-Лорана призвали служить в алжирскую армию, это случилось в 1960 году. Говорят, не без участия владельца модного дома Диор, который решил его заменить на более покладистого арт-директора. Молодого кутюрье отправили служить на африканский континент. Однако меньше чем через 3 недели его демобилизовали из-за жуткого нервного срыва и отправили в психиатрическую лечебницу. Главными методами лечения были электрошоковая терапия и сильные препараты. За несколько месяцев нахождения в больнице Сен-Лоран похудел до 35 кг. Чудом ему удалось выжить и выбраться из лечебницы, однако его здоровью был нанесен тяжкий вред, и этот эпизод негативно сказался как на его физическом, так и на психическом здоровье.

Оправившись после болезни, модельер хотел вернуться к работе, но его место уже было занято. Его уволили с поста арт-директора дома Диор, даже не уведомив об этом.

Собственный дом моды

собственный дом моды

При поддержке друга Пьера Берже ему удалось отсудить у дома Диор значительную денежную компенсацию за незаконное расторжение контракта. Эта сумма, а также инвестиции от американского партнера, помогли кутюрье открыть свой собственный дом моды в 1961 году.

Спустя полгода, в январе 1962, он выпустил первую коллекцию под своим именем. Недоброжелатели ожидали громкого провала, потому что считали, что у него не хватит средств для выпуска коллекции, но они ошиблись. Эта линия одежды стала очередным успехом молодого кутюрье. В том же году был придуман логотип из трех сплетенных между собой букв YSL, обозначающих инициалы великого модельера.

За свою долгую карьеру он создал десятки различных коллекций, но самыми знаковыми и известными, перевернувшими мир и сознание людей, считаются несколько из них:

  1.  “Мондриан”, на создание которой его вдохновили картины художников- абстракционистов Мондриана, Малевича. Платья-трапеции были сшиты из разноцветных лоскутов ткани и представляли собой части картин художников.
  2. “Смокинг” - эта  коллекция потрясла традиционные каноны моды, ведь Сен-Лоран переодел женщин в мужские смокинги. Именно с его подачи брючные костюмы прочно вошли в женский гардероб.
  3. “Сафари” - вдохновением для этой коллекции послужила родина модельера и любимое Марокко, где он любил проводить время с друзьями. Она стала началом моды унисекс, родоначальником стиля милитари и подарила всем модницами ботфорты.
  4. “Либерасьон” - очередная скандальная коллекция в стиле 40-х годов. Ее приняли неоднозначно, критики разнесли в пух и прах, но она нашла поклонниц среди юных девушек, смелых, раскрепощенных, ценящих комфорт. Наверно, самым знаковым элементом коллекции можно назвать прозрачную блузку, так полюбившуюся бунтаркам 60-х, которую непременно нужно было носить на голое тело.
  5. “Русская” коллекция, посвященная и вдохновленная Русским балетом. Имела ошеломительный успех у публики.
  6. “Китайская” коллекция, выполненная в восточном стиле и неразрывно связанная с выпуском духов Опиум.

Что касается Опиума, то об этом хочется рассказать подробнее. Это самый известный аромат, который выпустил под своим брендом известный кутюрье. Духи женские были созданы после мужского аромата и имели колоссальный успех, они стали легендарными и выпускаются до сих пор. Но нужно сказать, что и рецептура, и внешний вид за более чем сорокалетнюю историю претерпели изменения.

духи опиум

Сейчас рекламные кампании этих духов более сдержанные и консервативные, однако в 70-х и 80-х годах ни одна рекламная кампания не обходилась без скандала, всеобщего порицания, возмущения, запретов на импорт и продажу. Но это только подогревало интерес публики и играло на руку создателю. Это были первые духи в истории, на которые был открыт предзаказ, выстраивались огромные очереди из желающих их купить. Все модницы мира мечтали только о них. А модный дом на их запуске заработал 3 млн долларов только за 3 первых месяца продаж!

Помимо коллекций одежды и духов, модный дом YSL выпускает также обувь, сумки, очки, другие аксессуары, косметику.

Если говорить о сумках, то на данный момент выпускается большое количество разнообразных моделей под брендом YSL: повседневные варианты и вечерние клатчи, огромные в стиле “шоппер” и элегантные сумочки через плечо. Одно остается неизменно: высокое качество материалов. Практически все сумки изготовлены из кожи животных или рептилий. Реже встречаются варианты из текстиля, например, клатчи из шелка.

Самой известной сумкой YSL является модель Muse, которая была выпущена во второй половине  2000-х годов, уже после того, как Сен-Лоран отошел от фэшн-дел. Она имеет закругленный верх и напоминает сумку для боулинга. Характерным признаком, указывающим на производителя, являются аккуратные строчки, которые  повторяют форму буквы Y.

Иногда на создание того или иного аксессуара или эскиза одежды модельера вдохновляют реальные люди. Например, под брендом YSL, была выпущена лаконичная сумка под именем Гвинет Пэлтроу, названная так в честь актрисы.

Первый магазин-бутик

первый магазин бутик

Отдельно стоит отметить, что Сен-Лоран был первым модельером, который открыл  свой магазин-бутик “прет-а-порте”, где продавались готовые платья. Это было своеобразным переворотом в мире фэшн-индустрии. Высокая мода стала доступнее, демократичнее. До него это пытались сделать другие модельеры, но воплотить в жизнь эту идею удалось именно Сен-Лорану.

Модный дом великого кутюрье существует и сейчас, и модницы всего мира имеют возможность купить себе маленькое черное платье или сумочку с манящими золотыми буквами YSL. Для этого даже не нужно идти в бутик, потому что сейчас мода стала еще доступнее. Все что Вам нужно, это перейти на официальный сайт модного дома и сделать заказ.

Личная жизнь

личная жизнь ив сен лорана

Что касается личной жизни модельера, то ее нельзя назвать безоблачной и счастливой. В молодости он был связан романтическими чувствами со своим партнером Пьером Бурже, однако в 1976 году они расстались. Но при этом сохранили теплые отношения и оставались партнерами и друзьями до самой смерти великого кутюрье в 2008 году. Более того незадолго до смерти они даже заключили гражданский брак.

Пьер всегда был опорой великого модельера, поддерживал его, помогал. По его собственным словам, до встречи с Ивом он не интересовался миром моды вообще. Но увидев юного модельера на показе его первой коллекции Диор, он понял, что перед ним великий человек, который станет одним из самых известных кутюрье всех времен. И он всю жизнь считал великими только Шанель и своего друга Ива.

Сен-Лоран был очень неординарной личностью, наверное, как и все гении. Болезненно нервный, часто впадающий в депрессии, с неустойчивой психикой, страдающий алкогольной и наркотической зависимостью, по словам его друга Пьера, модельер уже родился с нервным срывом.

Но тонкая душевная организация, обостренное чувство прекрасного, а также  пристрастие к опиуму, помогли создать невероятные творения, вошедшие в историю.

Несмотря на внутреннюю робость, он по праву считается бунтарем и революционером в мире моды.

Яркими примерами его смелых “выходок” можно назвать съемку для рекламы своих духов в обнаженном виде, или выпуск коллекции смокингов для женщин, или привлечение первой темнокожей модели для участия в показе. Везде он был первым, вечно балансировал на грани между ошеломительным успехом и провалом, но чаще, конечно, риск был оправдан.

Он творил вплоть до 2002 года, после чего удалился на свою виллу в Марракеше, где и провел последние годы жизни, в окружении предметов роскоши и искусства, коллекционированием которых занимался всю жизнь. Он жил уединенно, наслаждаясь прекрасным садом и обществом своего верного бульдога по кличке Мужик III.

Умер 1 июня 2008 года в Париже от рака мозга, не дожив 2 месяца до 72 лет. Проститься с ним пришло много людей: простые поклонники творчества, семья, друзья, коллеги, а также президент Франции Николя Саркози с супругой Карлой Бруни, которая была одной из самых любимых моделей кутюрье. Из-за большого потока людей властям пришлось перекрыть часть улицы, где находилась церковь с телом покойного.

Согласно завещанию он был кремирован, а прах его был развеян в саду среди его любимых роз в Марокко.

О его удивительной и яркой жизни был снят не один биографический фильм, а целых два, которые вышли практически одновременно в 2014 году.

Заключение

Сен-Лоран по праву считается одной из самых ярких звезд фэшн-индустрии. Он был бунтарем, революционером своего времени, который смог всколыхнуть традиционные устои и перевернуть привычное представление о женской красоте.

Несмотря на свою нетрадиционную ориентацию и активное внедрение элементов мужского гардероба в свои коллекции женской одежды, он не старался сделать из женщины мужчину, а, наоборот, таким образом раскрывал женственность и подчеркивал сексуальность.

Любовь к искусству и любовь к женщине - вот основные посылы, которые явно читаются в каждой коллекции под брендом YSL. И несмотря на то что великого кутюрье уже нет в живых, его дело и его идеи живут благодаря его преемникам, которые каждый год выпускают новые коллекции YSL.

Автор статьи: Анастасия  Чернецова

Оцените статью, пожалуйста:
5

А что Вы думаете об этом материале? Напишите в комментариях:

Ваш e-mail не будет опубликован

Related Posts