Рубрика: Полезное
Просмотров: 62
Рейтинг статьи: 5

Кто такая Рокси Харт, что случилось с Гризабеллой или все об истории мюзикла

Я помню свои чувства так, как будто только вчера мне позвонила подруга, вернувшаяся из Франции с гастролей танцевальной студии, и позвала меня посмотреть привезенную видеокассету.  В тот вечер я впервые увидела “Notre-Dame de Paris” в оригинальной французской версии. Мне было 17 лет, и ни один жанр искусства с тех пор не вызывал такой эмоциональный восторг, как мюзикл.

Что такое мюзикл и его особенности

что такое мюзикл и его особенности

“Мюзикл - тип сценического зрелища, в котором соединены формы эстрадного искусства, бытового танца, драматического театра, балета и оперы”, энциклопедия музыки.

Мюзикл больше, чем музыкальный сценический жанр - это зрелище. В нем накал страстей драматического жанра, пластичность и структурность хореографического искусства, лиричность и ладность музыки, широчайший вокальный диапазон. Современный мюзикл немыслим без сцены со специальными площадками, оснащенными системой люков и тросов, мобильных дизайнерских декораций, профессионального освещения и, порой, эстрадно-симфонического оркестра.

Мюзикл, как в воронку затягивает все существующие виды искусства, чтобы закрутить их в невероятном ритме, усилить в стократ и погрузить всех зрителей в пучину ярких переживаний. Удивительное сочетание песен и танцев, увлекающий сюжет, привлекательные, дерзкие и темпераментные герои, мелодии, которые хочется слушать снова и снова, умение режиссера подстроиться под веяния современной моды - всё это притягивает и подогревает интерес к мюзиклу уже больше сотни лет.

История возникновения

история возникновения мюзикла

Обратимся к 1776 г., когда на карте мира возникла новая страна Соединенные Штаты Америки. Поток переселенцев из Европы принес в эту страну различного рода зрелища. Чтобы укорениться на незнакомой почве актерам пришлось подстраиваться под местный колорит, говорить на языке того народа, которому они хотели показать своё искусство. Это обусловило свою специфику развития.

Все началось с актера и музыканта Иоганна Кристиана Готлиба Граупнера, эмигранта из Германии, выступавшем в 1799 г. с “минстрел-шоу”. Он изображал веселого негритянского парня, пел и танцевал, аккомпанируя на банджо. Пик популярности этого жанра пришелся на 50-е годы. Театральные труппы колесили по всей Америке и очень органично вписались в бродвейскую эстраду, принеся с собой национальный колорит и джаз.

В 1857 г. итальянско-французская труппа Доменико Ронцани привезла в Америку жанр экстраваганцы с ошеломляющими представлениями, невероятными цирковыми аттракционами и постановочным размахом. Отсюда впоследствии мюзикл возьмет профессионализм актеров и динамичность действий.

Бурлеск – театральная пародия, основанная на античной комической поэзии с серьезностью содержания в противовес несерьезности образа выступающих. В мюзикл перешла необходимость остро ставить вопросы современности.

Легкий жанр водевиля превратился в варьете с чередующимися музыкально-танцевальными номерами не связанными сюжетной линией. Вскоре более популярным стал жанр ревю, где появляется тематическое единство. Из ревю мюзикл получил возможность объединять в единое целое несовместимые направления.

Оперетта сохраняла свой европейский облик, но приобрела некоторую балладность. Население Америки привыкли к ее, далекой от реальности, романтичности. Но они жаждали чего-то более близкого к жизненной действительности.

На рубеже XIX - XX веков театральное искусство в США пошло по двум путям развития: малые театры, которые основывались на европейском опыте и бродвейскому, ради коммерческой выгоды. Самые отчаянные и дерзкие экспериментаторы, бросили вызов самой сути театрального искусства. Такие бродвейские спектакли гнались за успехом и ориентировались на вкусы массовой публики. Им стало свойственно держать публику в эмоциональном напряжении яркостью и активностью воздействия, порывистостью и агрессивностью. Прозаический диалог неожиданно сменялся пением и танцами, лирическая мелодия набирающим популярность джазом. Удержать внимание публики простыми незатейливыми сценками уже было невозможно, новому миру требовалась глубина драматургии в сценарии и искренность звучания в музыке. Опираясь на интересы публики и коммерческую выгоду, собирая в единую концепцию почти несоединимые направления рождался мюзикл.

Развитие мюзикла в Америке

развитие мюзикла в америке

Несмотря на долгий путь, и невозможность утверждать на все сто, тот день и час, когда в мир пришел этот удивительный жанр, официальной датой принято считать март 1943 г. На Бродвей “пришел” спектакль “Оклахома!” Р. Роджерса и О. Хаммерстайна. В афишах все еще значилась “музыкальная комедия”, но чуткий зритель уже видел разрушение всех признанных канонов. Все в спектакле дышало в унисон: сюжет, вокал, танцы, герои, все сплеталось и переплеталось в единство восприятия сценического произведения. За простои и всем понятной фабулой произведения четко прослеживались основополагающие ценности любви и патриотизма. Это было настолько ново, ярко и своевременно, что спектакль не сходил с бродвейской сцены более 5 лет, объездил с гастролями всю Америку, а в 1944 г. спектаклю присудили Пулитцеровскую премию и выпустили первую пластинку с полной записью спектакля. Спектакль вернулся на Бродвей в 2002 г. и стал лучшим мюзиклом века, по мнению Лиги Драмы Нью-Йорка. Вот так громко и эпично началась эра американского, а потом и мирового мюзикла.

  • Поющие под дождем

поющие под дождем

В 1952 г. вышел киномюзикл об истории Голливуда в эпоху перехода от немого к звуковому кино. Прежде востребованные актеры вынуждены подстроиться под новое направление, все хотят веселых песен и зажигательных танцев.  В основу этого фильма легло большое количество старых бродвейских песен. Дон Локвуд (Джин Келли) и Лина Ламонт (Джин Хэген) - стали одной из самых красивых экранных пар.  Проблема Лины, её ужасный визгливый голос, который не подходит для звукового кино и легла в основу сюжета. Чтобы решить эту проблему на озвучивание приглашается Кэти Селдон (Дебби Рейнолдс).

В фильм вставлены сложнейшие акробатические номера.  Дональд О'Коннор (один из главных героев) от переживаний выкуривал по 4 пачки сигарет в день и страдал истощением. Рейнолдс так много и упорно работала над хореографией постановочных номеров, что у нее лопались кровеносные сосуды на ногах. Знаменитый эпизод фильма - танец под дождем Келли отыграл с одного дубля при температуре 39 градусов с воспалением легких. Только ради одной этой сцены стоит посмотреть фильм.

  • Мэри Поппинс

мэри поппинс

Еще один киномюзикл 1964 г., ставший поистине культовой лентой в истории мирового кинематографа с дебютанткой Джули Эндрюс в главной роли. Безупречная работа не только юной Джули, но и всего технического персонала картины. Только такая безупречная няня могла угомонить двух шалопаев Майкла и Джейн Бэнксов, проживающих на Вишневой улице. Вместе они переживают невероятные приключения и становятся настоящей семьей.

Удивительно, что Уолт Дисней в течение 20 лет вел переговоры с П.Л. Трэверс на разрешение экранизировать фильм по мотивам ее повести. И все же Диснею удалось создать удивительно красочный, восхищающий взгляды и детей, и взрослых, и кинокритиков, фильм.  

  • Звезда родилась

звезда родилась

Первоначально это была драма, в которой не было песен, об американской мечте и страстном желании юной Вики Лестер, из официантки превратиться в звезду Голливуда.  Идея сделать из этой истории мюзикл принадлежит певице Джуди Гарланд и ее мужу.  И 1954 г. на экраны вышел удивительно музыкальный фильм, повторяющий первый сюжет с той лишь только разницей, что героиня певица, а не официантка. В 1976 г. выходит ремейк, где актеров заменяют профессиональные артисты: певица Барбара Стрейзанд и кантри-музыкант Крис Кристофферсон.  Это одна из лучших ролей Барбары, а саундтрек к фильму оставляет равнодушным только глухого.  В 2018 г. на экран вышел еще один ремейк с Брэдли Купером и Леди Гагой. Фильм достойно вошел в историю франшизы.

  • Мулен Руж 

мулен руж

Оскароносный мюзикл вышел на экраны в 2001 г. и поведал миру страстную и трагическую историю любви прекрасной куртизанки и бедного поэта. Окунитесь в жизнь Монмартра XX века, Вас ждет блеск аристократии и  богемные художники в сочетании блесток и перьев танцоров знаменитого варьете. Нежнейший бархат тембра кафешантанной певицы заставит Вас поверить в счастливый исход этой красивой любви. В этом фильме есть признания в любви и интриги, ложь и страдание, мечты о свободе и о деньгах, и все это под восхитительные музыкальные хиты.

Как развивались мюзиклы в России

как развивались мюзиклы в россии

В Россию мюзикл пришел с легкой и, без сомнения талантливой руки, Исаака Дунаевского и Григория Александрова. Именно они в 30-х годах XX столетия смогли очень естественно объединить русскую народную музыку с джазовыми аранжировками, классическую хореографию с популярным американским степом, советский менталитет с Голливудским кинопроизводством.

Именно благодаря им выходит первый советский музыкальный фильм “Веселые ребята” с Леонидом Утесовым и его джаз-бандом в 1934 г. За ним был один музыкальный фильм “Волга-Волга” в 1938 г. с Любовью Орловой в главной роли. Однако жанр не получил такого распространения как в США, т.к. советское правительство опасалось влияния Западной политики.

Только в 70-е годы стали появляться на театральных сценах музыкально-драматические спектакли с параллельным музыкальным сопровождением. Попытки вывести мюзикл на театральную сцену принадлежат Ленкомовским спектаклям М. Захарова. Но для русского мюзикла характерна равнозначность поэзии и музыки, и некоторое пренебрежение танцевальной пластикой актеров, поэтому их называли рок-операми. К тому же актеры, занятые в других спектаклях, не имели возможности отрабатывать точность хореографии до мелочей. Для российского зрителя более понятен жанр музыкальных комедий для детей и взрослых. Фильмы “Буратино”, “Три мушкетера” и др. имели ошеломляющий успех и радуют до сих пор.

В ХХ веке жанр мюзикла в России не остается забытым. В 2001 г. в Москве состоялась премьера мюзикла “Норд-Ост” по мотивам романа В. Каверина “Два капитана”. Драматическая история Кати Татариновой и Саши Григорьева, как история всей страны. А. Иващенко и Г.Васильев отразили в своем спектакле все лучшее из романа: любовь, ненависть, героизм, предательство, жажду действия и веру в справедливость. Пожалуй, его можно назвать самым достойным ответом российских композиторов бродвейским сценаристам. Поэтому печально осознавать, что название спектакля навсегда переплетено со страшными страницами истории России. Но вернемся к красоте и романтике.

  • Юнона и Авось

юнона и авось

Поэт А. Вознесенский был восхищен поэмой Б. Гарта “Консепсьон де Аргуэльо” о русском путешественнике графе Николае Петровиче Резанове, который прибыл в Сан-Франциско и влюбился в дочь губернатора. Именно историю этой любви он захотел рассказать русскому зрителю, создав свою версию в поэме “Авось”. Ее и поставил Алексей Рыбников в 1981 г., назвав рок-оперой “Юнона и Авось”. Получился особый вид спектакля, где на роль главные героев были приглашены поющие артисты. Существуют различные чтения образа Резанова и самой идеи спектакля, но трагедия несчастной любви, показанная безмерным талантом поэта и композитора, остается неизменной.

  • Орфей и Эвридика

орфей и эвридика

Композитор Александр Журбин также называл свой спектакль рок-оперой. Ее сюжет далек от известного мифа, однако сохранена общая фабула: любовь героев, разлука и попытка обрести друг друга. Динамичный спектакль с невероятным накалом страстей. С 1974 г. спектакль был сыгран 2000 раз и побывал во многих городах СССР. От той версии спектакля осталась запись оперы на пластинке.

В 1999 г. была рассказана совсем другая история в постановке Владимира Подгородинского о неизбежности, фатализме и роке. Из пылкого влюбленного Орфей превращается в Харона, обреченного скитальца. В спектакле появляется больше драматизма, рока и экспрессии.

  • Золотой ключик

золотой ключик

Замечательная музыкальная сказка Леонида Нечаева увидела свет в 1975 г.  Уже не одно поколение детей распевает песни Алексея Рыбникова на стихи Юрия Энтина. Яркий, музыкальный праздник со стремительно развивающимся сюжетом. Всё как любят дети, все вокруг кружится и движется, все весело и захватывающе, даже отрицательным героям хочется посочувствовать. И, конечно, добро и дружба в конце концов все победят!

  • Про Красную Шапочку

про красную шапочку

В 1977 г. на экраны вышел музыкальный фильм Леонида Нечаева по мотивам известной истории Шарля Перро. В нем идет полное очеловечивание всех персонажей. Актеры изображают зверей только условно, нет характерного грима или костюмов. Но бросается в глаза ярко прописанный характер этих героев. Они живут, действуют и чувствуют, как люди.  Интересным является и неоднозначность всех героев. В сказках мы привыкли точно видеть где зло, а где добро. Здесь же детям предстоит самим сделать вывод. Увидеть доброту за крутым нравом и жестокость за милыми улыбками.

  • Безумный день, или женитьба Фигаро

безумный день или женитьбы фигаро

Современные режиссеры не оставляют попыток вывести российский мюзикл на новый этап развития. В 2007 г. Дмитрий Белов представил на фестивале “Золотая маска” ремикс-оперу по мотивам Моцарта и Бомарше. Надо сказать, это достаточно вольное прочтение произведения. Музыкальные темы Моцарта положены на рок-н-ролл и рок, перестроены под джазовый вокал и современную попсу. Актеры легко переходят с одного стиля на другой, как в вокальном исполнении, так и в танцевальной хореографии. Весьма противоречивый музыкальный спектакль, однако интересна сама попытка подобного возрождения старой истории.

Бродвейские мюзиклы

бродвейские мюзиклы

Бродвей - это невероятно прекрасный мир, подаривший всем мюзикл. 39 роскошных театров открывают свои двери, приглашая посетить лучшие из них.

  • Иисус Христос - суперзвезда

иисус христос супер звезда

Мюзикл основанный на евангельском сюжете, повествующем последнюю неделю жизни Иисуса Христа от его появления в Иерусалиме до казни на Голгофе. Необычность в том, что история представлена глазами предателя Иуды. В этом спектакле он не так однозначен, как мы привыкли считать. Авторы мюзикла композитор Эндрю Ллойд Уэббер и драматург Тим Райс хотели показать Иисуса не как героя, а как простого человека со своими желаниями и надеждами. Несмотря на противоречивое восприятие этого мюзикла и непринятие его церковью, его популярность не меркнет до сих пор. В Нью-Йорке спектакль был показан 700 раз, в Лондоне его не снимали из репертуара 2 года. В 2000-х спектакль триумфально вернулся на сцену Бродвея. Одна из популярнейших постановок на русском языке ставится в петербургской “Рок-опере”

  • Mamma mia

мама миа

Скандинавская четверка группы “АВВА” были очень популярны в 70-х.  Они радовали поклонников динамичными живыми песнями. Именно они в 2001 г. решили рассказать миру историю одной невесты, при этом в мюзикл были включены все их известные композиции. Так песни группы обрели вторую жизнь, а на Бродвее появился новый мюзикл, который показывают и сегодня. Его популярность вдохновила Голливуд на создание киноверсии с Мэрил Стрип и Амандой Сейфрид в главных ролях.

  • Призрак оперы

призрак оперы

Самый кассовый и самый зрелищный мюзикл, заставляющий зрителей завороженно слушать каждую арию героев. Невероятно красивая и грустная история одинокого музыкального гения, прячущего свое уродство под маской и живущего в катакомбах театра и юной талантливой певицы Кристины. Премьера этого невероятного мюзикла состоялась в 1988 г. и не покидает Нью-Йорк и сегодня. Самый долголетний спектакль в истории Бродвея. В 2004 г. режиссер Джоэл Шумахер снял одноименный музыкальный фильм. 

  • Кошки

кошки

Эти прекрасные обитатели помойки пришли на сцену Бродвея в 1981 г. и оставались до 2000 г. Э. Уэббер написал этот мюзикл по мотивам стихов Т.С. Элиота.  Кошки живут на свободе и рассказывают свои истории. Мюзикл отличает удивительно пластичная хореография, отражающая повадки главных героев. Но яркая и красочная бродвейская постановка не впечатлила российского зрителя отечественной версией спектакля.

  • Чикаго

чикаго

Правдивая история журналистки Морин Даллас Уоткинс о двух женщинах-убийцах: звезды Велмы Келли и ее соперницы Рокси Харт, жаждущей славы. Обе дамы стараются привлечь к себе внимание и сыскать славу в ожидании суда. В основе фильма сплошная манипуляция общественным мнением с помощью ловкача-адвоката Флинна, который вызволяет двух виновных женщин из рук правосудия. Почти все действие разворачивается в тюрьме. Внутренние монологи и сложнейшая хореография будоражат чувства зрителей. В 1994 г. появился фильм с звездных составов актеров: Ричард Гир, Рене Зеллвегер и Кэтрин Зета-Джонс.

Французские мюзиклы

французские мюзиклы

Как самостоятельный жанр театрального искусства мюзиклы долго не признавались во Франции из-за негативного отношения к американской культуре. Пока не появился мюзикл “Нотр-Дам де Пари”

  • Нотр-Дам де Пари

нотр дам де пари

Этот мюзикл в 1998 г. изменил все представление французов об этом жанре и влюбил в себя навсегда. Спектакль был поставлен на высочайшем уровне и вызвал потрясение даже у искушенной публики. Люк Пламондон, популярнейший поэт во Франции, автор хитов Селин Дион, написал все тексты к мюзиклу. Глубокие, полные драматичности монологи героев и завораживающая музыка Ричарда Коччанте заставляют переживать каждую минуту спектакля. Это грандиозное шоу по мотивам романа Виктора Гюго “Собор Парижской богоматери”. Авторов не очень беспокоила совпадение сюжета с романом. Их главным героем становится Горбун, затмевая даже красавицу Эсмеральду.  Вечная история взаимной и неразделенной любви понятна каждому без перевода.

  • Ромео и Джульетта

ромео и джульетта

Самая известная история любви появилась во Франции в 2001 г. как продолжение альбома новых песен Жерара Пресгурвика. Смелые волнующие мелодии возвращают нас в Верону вместе с героями трагедии В. Шекспира, заставляя переживать снова сильное чувство любви и утраты.  И пусть это вольный пересказ, язык любви остается неизменным, а появление в мюзикле “Ромео и Джульетта” Поэта и Смерти, заставляет острее посмотреть на трагичность истории.

  • Король - Солнце

король солнце

Кто как не самый интригующий монарх Франции, чье имя овеяно несметным количеством сплетен, и чьи тайны не раскрыты и сегодня, достоин стать героем мюзикла. Людовик 14 появился вместе со своим двором в 2005 г. на парижской сцене, окутанный интригами и коварством монархического двора. Режиссер-постановщик Камель Уали воплотил в мюзикле все самые смелые свои находки и современное исполнение. Это сыграло решающую роль в успехе спектакля у зрителей. Изысканность танцевальных постановок и музыкальность всего действия заставляет забыть о любой исторической неточности.

  • Дон Жуан

дон жуан

История этого соблазнителя уже была рассказана ни один раз, но волнует до сих пор. Наложенная на темпераментную испанскую музыку Феликса Грея в восхитительном обрамлении горячих танцев она заставляет сердца биться быстрее.  Великолепный рассказ о человеческих страстях и пороках, о верности и долге, о любви и предательстве начинается с поединка Дон Жуана и Командора, мстящего за честь дочери. И пусть Командор был побежден, его призрак не отпустит обидчика до последнего вздоха. Неподражаема хореография, красочные костюмы, роскошные декорации и надрывная игра актеров никого не оставит равнодушным.

  • Моцарт 

моцарт

Утонченный Моцарт и мрачный Сальери представляют в этом мюзикле яркий и неповторимый дуэт. Классическая музыка открывается с новой стороны, а непревзойденное сочетание рока и оперы привлекает к просмотру молодежь.  Мюзикл рассказывает историю знаменитого музыканта как героя своего времени: талантливого и дерзкого. Этот, одним из самых коммерчески успешных проектов, получил второе рождение в виде концертной версии.  Авторы Дов Атия и Альбен Коэн не прогадали, переписав жизнь и смерть Моцарта в ярких аккордах рок-оперы.

Интересные факты о мюзикле

интересные факты о мюзикле

  • Дождь в “Поющие под дождем” был молочным.
  • Благодаря Пьеру Кардену в 1983 г. состоялись гастроли “Юноны и Авось”.
  • На съемках “Приключения Буратино” все мечтали стащить Золотой ключик, украл его сам режиссер.
  • Песня “Bell” держалась в чартах на 1 месте 33 недели. А сам мюзикл занесен в “Книгу рекордов Гиннеса”, как самый продаваемый в первый год проката.
  • “Помойка” для кошек была изготовлена из 665 предметов: бутылок из-под коньяка, молока и Кока-Колы, сигаретных пачек и куриных косточек.

Заключение

Мюзикл — это совершенно непостижимый театральный жанр, различные средства выражения должны перетекать одно в другое органично и естественно. Техничность исполнения вокала и хореографии должна находиться на уровне высочайшего мастерства: голос не может звучать как в опере или как в эстраде, а танец не может быть классическим балетным или современно уличным.   В мюзикл невозможно не влюбиться за единение жеста, мимики, пластики, речи, вокала, музыкальности, драматичности, которые вместе создают неповторимый целостный образ.

Автор статьи: Ольга Власкина

Оцените статью, пожалуйста:
5

А что Вы думаете об этом материале? Напишите в комментариях:

Ваш e-mail не будет опубликован

Ча-ча-ча, Бачата, Самба…Потанцуем? Все о стилях танца
стили танца

С давних времен танцы являлись неотъемлемой частью любого народа. Когда не хватает слов, на помощь приходят движения. Существует множество направлений Read more

Список самых необычных музеев Москвы, которые мы рекомендуем к посещению
музеи москвы

Москва широко известна туристам как культурная столица. Величественная архитектура, старинные памятники, бесконечные картинные галереи. Но что делать, если Вы не Read more

20 интереснейших фильмов о высокой моде, основанных на реальных событиях
фильмы про моду

Каждый человек хоть раз в жизни задавал себе вопрос: “Что же такое высокая мода, где и когда она началась?” Мода Read more

От дагерротипов до селфи, или история фотографии
история фотографии

Представьте мир, в котором нет и никогда не было фотографии. Не выходит? Неудивительно, ведь фотография - важная и внушительная часть Read more