Рубрика: Путешествия
Просмотров: 63
Рейтинг статьи: 5

Мы расскажем об уникальной архитектуре Средневековья, скрытой в достопримечательностях Бельгии

Бельгийская средневековая архитектура в разные периоды своего развития подверглась влиянию многих других стран. Бельгия была территорией Римской Империи, южных Нидерландов, позже пережила налеты испанских захватчиков, оказалась во власти Австрийской империи и под гнетом французского вторжения. В конечном итоге получить независимость она сумела только в XIX веке.

Весь период Средневековья для этой страны характеризуется постоянным влиянием извне. Это отразилось в пестрой мозаике из различных архитектурных стилей. Вы можете убедиться в этом, когда познакомитесь с примечательными объектами культурного наследия средневековой Фландрии.

Кафедральный собор Нотр-Дам (Турне)

кафедральный собор нотр дам турне Еще в V веке прославленный король франков Хлодвиг основал небольшую церквушку в Турне, которой предстояло превратиться в великолепный собор. Нотр-Дам соединил в себе романский и готический архитектурные стили.

В XII веке городок стал епископальным центром, поэтому было решено расширить маленькую церковь. Неф был построен раньше, он представляет романский стиль, а трансепты, построенные позже, относятся к готике. Узнать собор можно благодаря пяти высоким квадратным башням, которые обступают его со всех сторон. Сами бельгийцы часто называют Нотр-Дам просто - "Пять колоколен". В XIII веке часть церкви уничтожил пожар, а новый хор был выстроен под влиянием французской готики.

Нотр-Дам стал поистине одной из самых значительных средневековых европейских построек. Им восхищались, ему подражали. К несчастью, значительная часть скульптур уничтожена протестантами еще во времена Реформации. Спустя три столетия подоспели французские революционные войска. В 1940 году свой вклад в разрушение собора внесли немецкие бомбардировки. В 1999 году Нотр-Дам серьезно пострадал от смерча, а в 2008 - от рук грабителей.

Тем не менее, собор по-прежнему остается выдающимся сооружением средневековой архитектуры. Недаром бельгийцы говорят: " Если в Бельгии у Вас есть время на посещение только одной церкви, то это должен быть Нотр-Дам".

Атомиум (Брюссель)

антониум

Атомиум - яркая визитная карточка современного Брюсселя. Его спроектировали и построили в 1958 году к открытию Всемирной выставки. Своим видом это необычное строение призывает к мирному использованию атомной энергии в научных целях. Металлическая конструкция высотой 102 метра отлично вписывается в средневековый колорит бельгийской столицы.

Сооружение состоит из 9 шаров-атомов, покрытых стальной оболочкой и представляет собой фрагмент кристаллической решетки железа громадных размеров. Еще сферы символизируют 9 бельгийских провинций - Люксембург, Антверпен, Западную и Восточную Фландрию, Брабант, Льеж, Намюр, Лимбург и Эно. Все сферы соединяются трубами, внутри которых проходят эскалаторы, поскольку 6 сфер открыты для посещения. Сейчас внутри атомиума находится музей, ресторан и смотровая площадка.

Мененские ворота

мененские ворота

В средние века воротам на востоке города Ипр дали название Мененских, потому что через них проходил путь в город Менен. Во время Первой мировой войны ворота были разрушены. Их отстроили вновь только в 1927 году как дань памяти солдатам войск Антанты. Они погибли во время сражений за Ипр. Имена 54 тысяч солдат, которые не были захоронены, поместили на внутренних стенах ворот.

Сами ворота представляют собой большую арку с каменным львом наверху. И это неслучайно. "Фландрия и лев!" - это древний боевой клич фламандцев, предков современных бельгийцев. В эпоху рыцарства он служил сигналом для объединения людей одной крови.

Улица трав и Зерновая улица (Гент)

улица трав

Это своеобразные набережные реки Лис. Десять веков назад в Бельгию начали ввозить зерно, тогда улицы стали центром торговли и получили свои названия. Здания Раннего и Позднего Средневековья создают архитектурное многообразие в этом месте.

К примеру, здание, построенное для хранения зерна. Необычная особенность- дом сооружен под наклоном, причем на каждый метр высоты дома наклон также увеличивается на 10 см. Это сделано не просто так, а для удобного подъема груза. Строение относится к XII веку, поэтому выполнено в романском стиле. Сейчас здесь находится ресторан.

Еще одним ярким примером средневековой архитектуры является большое здание с гербами на стенах. Корабль над входом не оставляет сомнений- это дом гильдии свободных моряков. Каждый судовладелец, не состоящий в этой гильдии, был обязан платить пошлину за самостоятельный ввоз зерна в Гент или перегрузить свой товар на судно местного судовладельца и снова заплатить. Позже эту привилегию отменили, а дом перестроили под зернохранилище.

Напротив расположилось здание для гильдии подневольных мореплавателей, относящееся к середине XVIII века. Поэтому он выглядит современнее своего собрата - в нем перемешаны элементы классицизма, барокко и рококо. Здесь кроме корабля на крыше можно увидеть четырех морских гадов с головами львов.

Здание почты, хоть и было построено только в 1910 году к Всемирной выставке, своим внешним видом отсылает нас в неоготическую эпоху развития архитектуры. На фасаде размещаются 9 статуй, символизирующих 9 бельгийских провинций- Западную и Восточную Фландрию, Антверпен, Люксембург, Льеж, Намюр, Брабант, Эно и Лимбург. Есть еще статуя негритянки- как символ бельгийской колонии в Конго. Сейчас в здании находится торговый центр.

На этих улицах расположено еще множество домов различных гильдий - каменщиков, мясников, пекарей, кожевенников. Кстати о последних. Кожевенное производство напрямую связано с обилием памятников писающему мальчику в Бельгии. В Средневековье мальчики из бедных семей зарабатывали тем, что за деньги писали в ямы дубильщиков. Дело в том, что в детской моче содержатся вещества, смягчающие кожу, поэтому скульптуры писающих мальчиков стали настоящим талисманом гильдии кожевенников.

Музей Рене Магритта в Брюсселе

музей рене магрита

Невозможно просто так пройти мимо этого здания: глядя на музей, сразу понимаешь, что он посвящен творчеству художника-сюрреалиста. Сам фасад представляет собой картину мастера “Империя света”. Остроумное и загадочное творчество Магритта нашло отражение во внешнем облике музея - нам как бы предлагают открыть завесу тайны над творчеством гениального художника.

Оно было построено в XVIII веке в неоклассическом стиле в самом центре Брюсселя - на Королевской площади. Раньше здесь находился ювелирный магазин, отель, а музей открылся только в 2009 году и является частью Королевского музея изящных искусств.

Вокзал Антверпен - Центральный

вокзал антверпен центральный

Своим появлением в 1905 году главный железнодорожный вокзал Антверпена обязан архитектору Луи Деласензери, который вдохновился швейцарским вокзалом Люцерна и Римским Пантеоном. Среди местного населения этот вокзал получил название “железнодорожный собор”. А в 2009 году вокзал вошел в пятерку красивейших вокзалов мира согласно рейтингу американского журнала “Newsweek”. И это неслучайно.

Построенный в духе эклектики, Антверпен - Центральный изумляет своей монументальностью и роскошью. Громадный купол высотой 75 метров, 8 башен, сводчатые анфилады, внутренняя отделка двумя десятками видами мрамора, грандиозные стеклянные своды над дебаркадером, скульптуры львов, золотые гербы, дворцовые интерьеры - все это делает вокзал весьма кинематографичным. Здесь действительно снимали эпизоды многих кинолент.

Сегодня Антверпен - Центральный не просто шедевр бельгийской архитектуры, но и полноценный транспортный узел, обслуживающий как маршруты внутри Бельгии, так и поезда в Париж и Амстердам.

Колокольня Брюгге

колокольня брюгге

Белфорт - старинная колокольня, которая находится на центральной площади в Брюгге и датируется XIII веком. Более 80 метров в высоту, 366 ступеней, 47 колоколов (некоторые даже с именами). Нижний уровень башни слегка просел от времени, поэтому она имеет наклон на 1 метр к востоку. Благодаря своему живописному внешнему виду эта звонница стала одной из главных героев фильма “Залечь на дно в Брюгге”. Все это Белфорт.

В средние века колокольня играла ключевую роль в жизни города. Колокольный звон контролировал городское движение, знаменовал время поднятия и опускания мостов, сообщал о пожаре или приближении врагов. Здесь хранили документы, печати, городскую казну, оружие. Вскоре в башне стало не хватать места и было решено построить еще и ратушу.

В XV веке на звоннице установили деревянный шпиль с изображением Святого Михаила, но вскоре молния разрушила его. После реставрации вместо святого там разместили фигуру льва. После трех пожаров и реставрации вершина башни вместо шпиля была отделана в стиле неоготики. Такой мы и видим ее сегодня.

Лёвен

левен

Один из древнейших городов Бельгии и ее университетский центр. Его университет до XVI века считался лучшим в Европе.

Ярким символом Лёвена является городская ратуша. Она построена в XV веке в стиле поздней брабантской готики. Фасад здания словно соткан из кружева - со статуями знаменитых лёвенцев, почитаемых святых и средневековых правителей Брабанта на разных уровнях. Не обошлось здесь и без библейских сюжетов.

Церковь Святого Михаила - классический пример так называемого “иезуитского барокко”, поскольку прежде, чем стать католической приходской церковью, она была пристанищем иезуитов. Церковь имеет форму креста, а сама она напоминает базилику. За необычайно пышный фасад её даже прозвали “одним из чудес Лёвена”, потому что такой нарядный фасад выглядит, как “алтарь снаружи церкви”.

Особняком на большой территории в центре Лёвена расположилась Коллегиальная церковь Святого Петра. Она дошла до наших дней и выдержана в духе поздней готики. Этот храм представляет собой трехневную базилику, имеет форму латинского креста, восточная её часть - венец из 7 капелл с колокольной башней по центру.

Музей музыкальных инструментов

музей музыкальных инструментов

Здание, построенное в Брюсселе архитектором Полем Сантено в 1899 году, имеет характерную стилистику ар-нуво. Здесь используется сочетание стекла и металла, отсутствие прямых линий, кованые металлоконструкции и витиеватые элементы декора. Музей, как изысканный шоколадный десерт, выделяется на фоне светлых зданий по соседству.

Интерьер этого архитектурного шедевра тоже подчиняется стилю модерн. Естественные природные формы и растительные орнаменты, плавные линии, перетекающие друг в друга, изящный декор делают внутреннюю обстановку Музея музыкальных инструментов её полноценным экспонатом.

Замок графов Фландрии (Гравенстен), Гент

замок графон фландри

Гравенстен сооружен в Генте в XII веке как графская резиденция. Позже он выполнял роль тюрьмы, монетного двора и текстильной фабрики. Примечательно, что оборонительные сооружения замка сохранились в первоначальном виде до сегодняшних дней.

Замок располагается на холме и имеет суровый каменный облик, его окружает стена с 24 башнями и защитный яр с водой. Гравенстен имеет форму овала с донжоном в три этажа по центру и  высотой 26 метров.

Сейчас в замке функционирует Музей суда, где можно познакомиться со средневековыми орудиями пыток и  судебной системой древней Фландрии.

Исторический центр Брюгге

исторический центр брюгге

Очаровательный живописный город соединяет три канала - Слёйсский, Гентский и Остендский. Обилие мостов через эти каналы и дало Брюгге его название ( голланд. “brugge” - “мост”). Оказавшись в центральной части города, Вы перенесетесь в эпоху Средневековья - мощеные проулки, старинные фасады и площади заставят забыть о быстром темпе жизни мегаполиса.

Городская ратуша построена в XV веке, является ярким представителем готического направления архитектуры и располагается в центре на площади Бург. Двухэтажное здание имеет строгие пропорции, роскошный фасад со стрельчатыми окнами, двускатную крышу с зубчатым парапетом и 6 башнями. Равномерно по всему фасаду размещаются скульптурные изображения графов Фландрии. В свое время ратуша Брюгге стала примером для строительства ратуш в других городах.

Базилика Святой Крови построена в XII веке как небольшая часовня. Церковь хранит в себе древнюю реликвию - кровь Христа, отсюда и ее название. Примечательно, что оба этажа храма выстроены в разных стилях. Нижняя часть- в романском стиле с четкими и суровыми архитектурными линиями, а верхнюю перестроили позже в неоготическом стиле с его изящным убранством и устремленными ввысь элементами.

Кафедральный собор Христа Спасителя поначалу тоже задумывался как обычная приходская церковь. Из-за многочисленных пожаров церковь постоянно перестраивалась. Тот облик, который мы видим сейчас, дело рук архитекторов Р. Д. Чантрелла и Ж. Б. Бетьюна. Кафедральный собор имеет форму креста и высокую башню. В XIX веке это сооружение стало еще выше (72 метра) и обрело новый верх в неороманском стиле. Позже интерьер был оформлен в неоготическом стиле - с витражами, средневековыми гобеленами и гербами рыцарей ордена Золотого руна.

Иерусалимская церковь уникальна тем, что до наших дней дошла практически нетронутой. Её построили в XV веке по плану Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Скромную однонефную церковь венчает колокольня с медным шаром наверху и настоящим иерусалимским крестом. Вокруг звонницу украшают четыре небольшие башенки.

Самая высокая башня в Брюгге (122 метра) принадлежит Церкви Богоматери. Этот храм строили два века и завершили к XV столетию. Особенной эту церковь делает то, что в ней хранится единственная скульптура Микеланджело, покинувшая пределы Италии при жизни мастера, а именно - “Дева Мария с младенцем”. Еще это второе по высоте кирпичное здание в мире.

Гран-плас (Брюссель)

гран плас

Историческая площадь в центре Брюсселя появилась в XII веке. После обстрела французских революционных войск на Рыночной площади сохранились только Ратуша и Хлебный дом.

Ратуша представляет яркий образец брабантской готики. Здание имеет стремящуюся ввысь колокольню, причем левое и правое крыло ратуши располагаются не симметрично к башне. Позже добавились еще два задних крыла в духе французского барокко. Сейчас здание является резиденцией мэра.

Хлебный дом - яркий представитель готической архитектуры. На каждом из трех этажей обилие узких стрельчатых окон, а стены украшены многочисленными аркадами. Несмотря на весьма помпезный вид Хлебный дом построили для конкретной практической цели - хранения хлеба.

Замок Стен (Антверпен)

замок стен

Одно из древнейших сооружений Антверпена расположилось на берегу реки Шельда. Это первая крупная постройка из камня, отсюда и его название (“стен” - голланд. “камень”).  До наших дней дошла лишь небольшая часть его построек. Романский облик замка Стен переносит нас в те времена, когда крепости выполняли свое главное предназначение - защита горожан от врагов за надежными стенами. Изначально замок возвели для обороны от набегов викингов.

Над монументальными воротами находится барельеф с изображением языческого бога молодости и плодородия Семини. По легенде именно он положил начало роду, заселившему город. Это не единственное предание, связанное с замком Стен. Прямо у его стен стоит памятник Длинному Вапперу - великану, пугающему городских пьяниц.

По другой версии это великан Антигон, который вымогал золото и драгоценности со всех кораблей, проходивших по Шельде. Если богатств не хватало, Антигон отрубал несчастным руку. Римский легионер победил монстра, отсек его руку и выбросил в воды Шельды. Отсюда произошло название самого города Антверпен ( “hand werpen” - фламандск. “бросание руки”).

Заключение

Эта своеобразная презентация культурно-исторических памятников Бельгии демонстрирует нам связь средневекового фламандского зодчества. С Римской Католической Церковью, с архитектурным искусством европейских стран - Испании, Франции и Нидерландов. Такое объединение стилей делает бельгийскую архитектуру уникальной и неповторимой. Она собрала в себе все лучшее, что могла взять у своих средневековых соратников и врагов.

Автор статьи: Ирина Окулова

Оцените статью, пожалуйста:
5

А что Вы думаете об этом материале? Напишите в комментариях:

Ваш e-mail не будет опубликован